Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Рекомендации по планированию и организации работы учебно-методического объединения педагогов

Дата: 15 марта 2019 в 16:13
Автор: Лось В. М.

Учебно-методическое объединение – одна из самых распространенных форм коллективной методической работы. Его цель – создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов, а значит, и развитие системы образования в целом.  

Деятельность учебно-методического объединения на современном этапе должно обеспечить качественное и своевременное усвоение учителями современной правовой и учебно-методической базы преподавания предмета, освоение эффективного опыта его изучения.

Педагогами в рамках учебно-методического объединения обеспечивается пропаганда  эффективной педагогической практики.

 Велика роль учебно-методического объединения и в освоении педагогами современных образовательных технологий. В настоящее время наиболее актуальным является внедрение в практику работы педагогов методик и приемов, направленных на оптимизацию образовательного процесса, реализацию принципа здоровьесбережения школьников.

Принципиально новые условия, с которыми сталкивается современная школа, объективно порождают   стремление педагогов к совместному обсуждению насущных образовательных проблем, с которыми в одиночку справиться весьма трудно.

Деятельность учебно-методических объединений не сводится только к проведению занятий. Она носит постоянный характер и направлена на оказание конкретной помощи каждому

В данных методических рекомендациях приводится примерное Положение о учебно-методическом объединении, переработанное с учетом современных тенденций системы образования, рекомендации по планированию и организации работы учебно-методического объединения, оформлению протоколов заседаний.

Примерное Положение

о школьном учебно- методическом объединении

I. Общие положения

         Учебно-методическое объединение является структурным подразделением методической службы школы, осуществляющим проведение методической работы с педагогами по одному или нескольким родственным учебным предметам или направлениям деятельности.

Учебно-методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав учебно-методического объединения могут входить учителя смежных дисциплин.

В учреждениях общего среднего образования могут также создаваться учебно-методические объединения классных руководителей, воспитателей, учителей начальных классов и т.п.

Количество учебно-методических объединений и их численный состав определяются исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед  учреждением задач, и устанавливаются приказом директора школы.

Учебно-методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются приказом директора учебного заведения по представлению заместителя директора по учебной работе.

Учебно-методические объединения непосредственно подчиняются заместителю директора по учебной (учебно-воспитательной) работе.

II . Задачи  учебно-методического объединения:

  • совершенствование методической, теоретической, психолого-педагогической подготовки педагогов, удовлетворение их профессиональных образовательных запросов;
  • повышение уровня личностной культуры и профессионального мастерства педагогов;
  • создание условий для развития педагогического творчества и самореализации педагогов;
  • обмен опытом работы между педагогами, освоение опыта эффективной педагогической практики коллег. 

III . Основные направления деятельности  учебно-методического объединения:

  • изучение нормативных правовых документов системы образования;
  • ознакомление с методическими рекомендациями и методическими разработками по предмету;
  • изучение новых учебных программ, учебно-методических комплексов;
  • изучение современных образовательных технологий и методик, внедрение их в практику работы, анализ их эффективности;
  • выявление, изучение, обобщение и распространение эффективной педагогической практики;
  • организация рефлексивной деятельности педагогов, изучение методик анализа и самоанализа педагогической деятельности;
  • подготовка методических разработок и дидактических материалов по предметам;
  • совершенствование учебно-материальной базы;
  • рассмотрение вопросов организации и руководства исследовательской работой учащихся;
  • разработка положений о проведении конкурсов, олимпиад по предметам;
  • выбор и организация работы наставников с молодыми специалистами;
  • изучение вопросов контроля качества знаний учащихся по предмету.

IV.Основные формы работы в учебно-методическом объединении.

  • заседания учебно-методических объединений, которые могут проходить в следующей форме:

             инструктивно-методические совещания,

семинары,

                         практикумы,

                        круглые столы,

                        дискуссии,

                       тренинги,

                       мастер-класс,

  • творческие отчеты учителей, отчеты о самообразовательной деятельности;
  • отчеты педагогов, прошедших курсовую переподготовку в АПО, ИРО;
  • открытые уроки и мероприятия;
  • проведение предметных и методических недель;
  • взаимопосещение уроков;
  • анализ качества образовательного процесса и знаний учащихся;
  • разработка дидактических материалов и методических рекомендаций;
  • конференции;
  • педагогические чтения;
  • выставки методических разработок;
  • презентации педагогического опыта;
  • совместные заседания с родственными учебно-методическими объединениями в целях обмена опытом работы.

V. Организация деятельности  учебно-методического объединения

Возглавляет учебно-методическое объединение руководитель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами учебно-методического объединения.

Работа учебно-методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем учебно-методического объединения, рассматривается на заседании учебно-методического объединения, согласовывается с заместителем директора по учебной (учебно-воспитательной работе) и утверждается директором школы.

Заседания учебно-методического объединения  проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания руководитель учебно-методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора школы. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе.

При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других учебно-методических объединений, на заседания необходимо приглашать их руководителей или учителей.

Контроль за деятельностью учебно-методических  объединений осуществляется директором школы и его заместителями в соответствии с планами методической работы школы и внутреннего контроля.

VI. Документация учебно- методического объединения:

  • Положение о учебно-методическом объединении.
  • Анализ работы за прошедший учебный год.
  • План работы  учебно-методического объединения на учебный год.
  • Банк данных об учителях учебно-методического объединения: количественный и качественный состав (возраст, образование, стаж, категория, награды, звание, домашний телефон).
  • Нормативные документы и методические рекомендации, регламентирующие работу учебно-методического объединения и педагогов в текущем учебном году.
  • Информация об учебных программах и учебно-методическом обеспечении по предмету.
  • Протоколы заседаний  учебно-методического объединения.
  • Материалы к заседаниями учебно-методического объединения (выступления, доклады, отчеты, разработки уроков и т.п.).
  • Сведения о темах по самообразованию.
  • Сведения о профессиональных потребностях учителей (результаты диагностики).

VII. Права учебно- методического объединения

Методическое объединение, как коллегиальный орган, имеет право:

  • выдвигать предложения о совершенствовании образовательного процесса в школе;
  • ставить вопрос перед администрацией о поощрении членов учебно-методического объединения за успехи в работе и активное участие в инновационной деятельности;
  • вносить предложения по организации и содержанию аттестации педагогов;
  • обобщать и распространять опыт творчески работающих педагогов, вносить предложения об участии членов  учебно-методического объединения в конкурсах педагогического мастерства;
  • участвовать в проведении внутреннего контроля.

Памятка

по анализу работы  учебно-методического объединения

  1. Наличие банка качественного и количественного состава педкадров, входящих в структурное учебно-методическое объединение. Учет индивидуальных образовательных потребностей педагогов, опыта их педагогической деятельности.
  2. Актуальность целей и задач работы структурного учебно-методического объединения, наличие плана работы, их соответствие образовательным запросам педагогов, региональным особенностям системы образования.
  3. Организация деятельности учебно-методического объединения:
    1. своевременность проведения заседаний;

3.2. соответствие формы и содержания;

3.3. использование активных форм работы с педагогами;

3.4. дифференциация работы с педкадрами (работа с молодыми специалистами, опытными педагогами и т.п.);

3.5. привлечение к работе учебно-методического объединения учителей, прошедших курсовую подготовку;

3.6. взаимодействие с другими учебно-методическими формированиями;

3.7. инициативность и заинтересованность членов учебно-методического объединения.

  1. Ознакомление учителей с нормативными документами системы образования, методическими рекомендациями.
  2. Оказание помощи в освоении нового содержания образования.
  3. Работа по изучению новых подходов в обучении и воспитании, новых образовательных технологий.
  4. Работа по изучению и обобщению эффективной педагогической практики.
  5. Аналитическая деятельность  учебно-методического объединения.
  6. Документация  учебно-методического объединения:
    1. наличие нормативных документов, регламентирующих деятельность учебно-методического объединения и педагогическую деятельность учителей;

9.2. наличие протоколов заседаний;

9.3. наличие и качество методических рекомендаций и разработок, созданных в процессе деятельности  учебно-методического объединения, их практическая направленность и востребованность педагогами.

  1. Динамика роста уровня профессиональной подготовки педагогов (на основе их диагностики).

Составляя  анализ работы учебно-методического объединения, необходимо обратить внимание на:

-  логическую последовательность изложения;

- аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом;

- точность оценок, исключающих субъективизм;

-  доказательность выводов;

- чёткость и обоснованность предложений.

Диагностика образовательных запросов педагогов

Диагностика образовательных запросов и профессиональных затруднений педагогов может осуществляться с помощью различных методик: собеседование, тестирование, анкетирование, анализ уроков и др. Анкетирование является одной из наиболее достоверных методик сбора информации. Мы предлагаем варианты анкет по выявлению образовательных запросов педагогов, используемые ранее в работе районных учебно- методических объединений (приложения 1, 2). Результаты анкетирования должны быть проанализированы. Желательно представить их более наглядно можно представить в виде графиков и диаграмм.

Рекомендации по планированию работы

учебно-методического объединения

Постановка целей осуществляется исходя из:

  • целей и задач работы учреждения образования;
  • приоритетных направлений развития системы образования и методических рекомендаций Министерства образования, НИО, АПО;
  • проблем, вытекающих из анализа работы  учебно-методического объединения за прошлый учебный год;
  • итогов диагностики профессиональных затруднений и запросов педагогов.

Цель деятельности учебно-методических объединений структурируется из общешкольной. Например, если цель работы школы «Формирование здоровьесбероегающей среды в учебном заведении», то цель работы учебно-методического объединения может быть определена как «Освоение методик и технологий, направленных на здоровьесбережение учащихся» либо «Освоение способов оптимизации учебного процесса» и т.п.

Цель работы учебно-методического объединения - это прогнозируемый результат, который определен по времени и задан конкретно. Любая цель должна соответствовать критериям достижимости, конкретности и измеримости (диагностируемости).

Типичная ошибка – цель формулируется без учета временных рамок, «на всю оставшуюся жизнь», слишком общими фразами. Например: «Совершенствование уровня профессиональной подготовки учителя». Такую цель невозможно выполнить за один учебный год, кроме того, сложно диагностировать степень ее выполнения.

Задачи работы учебно-методического объединения – это способы реализации цели. Например, если цель работы учебно-методического объединения учителей-предметников  сформулирована как «Совершенствование педагогической деятельности учителей по реализации обновленного образования», то задачи могут быть определены следующим образом:  

  • информационная и методическая поддержка педагогов в освоении обновленного содержания  образования;
  • создание условий для совершенствования методической культуры учителя;
  • освоение эффективных методик и приемов оптимизации образовательного процесса по  учебному предмету.

Содержание заседаний учебно-методического объединения должно соответствовать поставленной цели.

Формы проведения заседаний определяются в зависимости от их целей и содержания. Возможные формы перечислены в положении о учебно-методическом объединении. В одном заседании может иметь место использование нескольких форм одновременно.

Желательно указать литературу, которую можно использовать для подготовки занятия, однако это не является обязательным.

План работы школьного учебно-методического объединения утверждается директором учреждения.

Пример плана работы учебно- методического объединения приведен в приложении.

Типичные ошибки при планировании работы учебно-методического объединения:

на одно заседание запланировано слишком много вопросов, либо очень объемные вопросы, для изучения которых требуется несколько заседаний;

содержание заседаний сводится к посещению открытого урока и его анализа;

постоянно используются одни и те же формы работы, отсутствуют активные формы работы;

крайне редко рассматриваются проблемы аналитических умений педагогов,

рассматриваются мало либо не рассматриваются вообще вопросы теории преподаваемого предмета, отсутствует разбор наиболее сложных и новых тем учебной программы.

Изучение теоретических вопросов должно осуществляться в первую очередь, в рамках учебно-методического объединения как учебно-методического формирования, объединяющего педагогов одного или смежных предметов.

В планах работы учебно-методических объединений возможно указание не только заседаний, но и содержания работы МО в период между ними (взаимопосещение уроков, разработка заданий олимпиад, контроль за преподаванием предмета и т.п.).

Организация работы учебно-методического объединения.

            Организация и эффективность работы учебно-методического объединения во многом зависит от его руководителя. Именно руководитель УМО решает все организационные вопросы по проведению заседаний и деятельности учебно-методического формирования в период между ними. 

Работа в учебно-методическом объединении должна быть совместной, необходимо заранее познакомить всех членов УМО с планом работы. Каждый педагог должен приходить на заседания подготовленным, иметь при себе материалы по рассматриваемой теме, быть готовым к дискуссии. Этому способствует система домашних заданий для членов учебно-методического объединения. Виды домашних заданий могут быть такими: моделирование урока (целиком или фрагментарно), разработка системы уроков, подбор литературы по определенной теме, составление текстов контрольных работ, представление собственного опыта по проблеме и т.п.

При проведении заседаний следует избегать слишком длительных и слишком научных выступлений – «докладов», списанных из методических журналов. Гораздо более эффективным будет коллективное обсуждение статьи и обмен опытом работы по проблеме.

Повышению эффективности деятельности работы учебно-методических объединений способствует применение активных форм работы с педкадрами.

Работа учебно-методического объединения тем успешнее, чем более рационально распределены обязанности и задания между его членами. И в данном случае руководителю учебно-методического объединения нужно быть и методистом, и психологом. Не стоит поручать учителю, который не владеет на должном уровне технологией, открытый урок с ее использованием – толку от этого будет немного. Гораздо эффективнее поручить подобрать теоретический материал по проблеме. Результативная работа учебно-методического объединения возможна только при условии благоприятного психологического микроклимата, доверия и взаимоуважения между его членами.

При посещении открытого урока учителя должны познакомиться с проектом урока, детально проанализировать учебное занятие. Открытые уроки должны соответствовать теме заседания.

По итогам проведения заседаний вырабатываются рекомендации.

На следующем заседании целесообразно обратиться вновь к данным рекомендациям – проанализировать их выполнение.

Оформление протоколов заседаний и систематизация материалов учебно-методического объединения

В протоколе заседания фиксируется повестка дня, обсуждение вопросов, принятые рекомендации. В них должна быть четко изложена точка зрения членов учебно-методического объединения  по обсуждаемым вопросам, а не просто констатация факта выступления. Протоколы оформляются согласно требований СТБ (приложение 3). К протоколам прилагаются материалы: выступления педагогов, рефераты, планы-конспекты уроков и т.п.

Приложение 1

Диагностика образовательных запросов педагогов (учителей-предметников)

Диагностируемые показатели

Хотелось бы изучить

Могу поделиться опытом

1

Знание особенностей нормативного правового и учебно-методического обеспечения по предмету

2

Планирование учебного процесса (тематическое и поурочное)

3

Овладение новым содержанием образования. Особенности преподавания предметов по новым программам и учебникам

4

Выполнение практической части программы. Методика проведения практических работ

5

Организация контроля знаний учащихся. Методика оценивания.

6

Реализация дифференцированного подхода в обучении

7

Активизация деятельности учащихся на уроке

8

Использование современных средств обучения, в т.ч. компьютера на уроке

9

Использование современных образовательных технологий:

- уровневой дифференциации

- проблемного обучения

- проектного обучения

- педмастерских

- критического мышления

- полного усвоения

- деловой игры

- модульного обучения

- интегральной

- вузовского обучения

- КСО

- другие (укажите)

10

Проведение нестандартных уроков

11

Методика проведения факультативных занятий

12

Внеклассная работа по предмету

13

Работа с одаренными детьми

14

Самообразовательная деятельность

15

Работа над обобщением эффективной педагогической практики

17. Первоочередные вопросы, которые, на Ваш взгляд, нужно рассмотреть на заседаниях методического объединения:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. С опытом работы каких учителей Вы хотели бы познакомиться?

_________________________________________________________

19. Ваша тема по самообразованию на ____/____  уч.г.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Анкета по выявлению запросов педагогов для планирования работы учебно-методического объединения.

Порядок проведения. Анкета выдается на группу педагогов. Каждый из членов выбирает 5 вопросов, которые он хотел бы рассмотреть на заседаниях учебно-методического объединения и указывает их любым знаком в своей колонке. Для планирования  выбираются вопросы, которые встречаются чаще всего.

Вопросы

Выбор

1

2

3

4

5

1

Особенности преподавания предмета в __/__ уч.г.

2

Освоение нового содержания образования

3

Организационные и содержательные особенности факультативных занятий

4

Особенности работы с одаренными учащимися в рамках предметной области в условиях перехода к одноуровневому обучению

5

Организация исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательном учреждении

6

Система работы учителя по подготовке учащихся к участию в предметной олимпиаде

7

Роль внутри- и межпредметных связей в повышении качества образования

8

Современный урок от «А» до «Я»

9

Оптимизация образовательного процесса

10

Образовательные технологии и повышение качества образования

11

Игровые технологии в преподавании

12

Компьютерные технологии в предметной области ____

13

Самообразование в профессиональной деятельности учителя

14

Профориентационная работа в учреждении образования в рамках предметной области ________

15

Актуальные вопросы современной науки и их рассмотрения в школьном курсе

16

Роль учебного кабинета в повышении качества образовательного процесса по предмету

17

Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе

18

Научно-исследовательская деятельность педагога

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.