Учебно-методическое объединение – одна из самых распространенных форм коллективной методической работы. Его цель – создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов, а значит, и развитие системы образования в целом.
Деятельность учебно-методического объединения на современном этапе должно обеспечить качественное и своевременное усвоение учителями современной правовой и учебно-методической базы преподавания предмета, освоение эффективного опыта его изучения.
Педагогами в рамках учебно-методического объединения обеспечивается пропаганда эффективной педагогической практики.
Велика роль учебно-методического объединения и в освоении педагогами современных образовательных технологий. В настоящее время наиболее актуальным является внедрение в практику работы педагогов методик и приемов, направленных на оптимизацию образовательного процесса, реализацию принципа здоровьесбережения школьников.
Принципиально новые условия, с которыми сталкивается современная школа, объективно порождают стремление педагогов к совместному обсуждению насущных образовательных проблем, с которыми в одиночку справиться весьма трудно.
Деятельность учебно-методических объединений не сводится только к проведению занятий. Она носит постоянный характер и направлена на оказание конкретной помощи каждому
В данных методических рекомендациях приводится примерное Положение о учебно-методическом объединении, переработанное с учетом современных тенденций системы образования, рекомендации по планированию и организации работы учебно-методического объединения, оформлению протоколов заседаний.
Примерное Положение
о школьном учебно- методическом объединении
I. Общие положения
Учебно-методическое объединение является структурным подразделением методической службы школы, осуществляющим проведение методической работы с педагогами по одному или нескольким родственным учебным предметам или направлениям деятельности.
Учебно-методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав учебно-методического объединения могут входить учителя смежных дисциплин.
В учреждениях общего среднего образования могут также создаваться учебно-методические объединения классных руководителей, воспитателей, учителей начальных классов и т.п.
Количество учебно-методических объединений и их численный состав определяются исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед учреждением задач, и устанавливаются приказом директора школы.
Учебно-методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются приказом директора учебного заведения по представлению заместителя директора по учебной работе.
Учебно-методические объединения непосредственно подчиняются заместителю директора по учебной (учебно-воспитательной) работе.
II . Задачи учебно-методического объединения:
- совершенствование методической, теоретической, психолого-педагогической подготовки педагогов, удовлетворение их профессиональных образовательных запросов;
- повышение уровня личностной культуры и профессионального мастерства педагогов;
- создание условий для развития педагогического творчества и самореализации педагогов;
- обмен опытом работы между педагогами, освоение опыта эффективной педагогической практики коллег.
III . Основные направления деятельности учебно-методического объединения:
- изучение нормативных правовых документов системы образования;
- ознакомление с методическими рекомендациями и методическими разработками по предмету;
- изучение новых учебных программ, учебно-методических комплексов;
- изучение современных образовательных технологий и методик, внедрение их в практику работы, анализ их эффективности;
- выявление, изучение, обобщение и распространение эффективной педагогической практики;
- организация рефлексивной деятельности педагогов, изучение методик анализа и самоанализа педагогической деятельности;
- подготовка методических разработок и дидактических материалов по предметам;
- совершенствование учебно-материальной базы;
- рассмотрение вопросов организации и руководства исследовательской работой учащихся;
- разработка положений о проведении конкурсов, олимпиад по предметам;
- выбор и организация работы наставников с молодыми специалистами;
- изучение вопросов контроля качества знаний учащихся по предмету.
IV.Основные формы работы в учебно-методическом объединении.
- заседания учебно-методических объединений, которые могут проходить в следующей форме:
инструктивно-методические совещания,
семинары,
практикумы,
круглые столы,
дискуссии,
тренинги,
мастер-класс,
- творческие отчеты учителей, отчеты о самообразовательной деятельности;
- отчеты педагогов, прошедших курсовую переподготовку в АПО, ИРО;
- открытые уроки и мероприятия;
- проведение предметных и методических недель;
- взаимопосещение уроков;
- анализ качества образовательного процесса и знаний учащихся;
- разработка дидактических материалов и методических рекомендаций;
- конференции;
- педагогические чтения;
- выставки методических разработок;
- презентации педагогического опыта;
- совместные заседания с родственными учебно-методическими объединениями в целях обмена опытом работы.
V. Организация деятельности учебно-методического объединения
Возглавляет учебно-методическое объединение руководитель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами учебно-методического объединения.
Работа учебно-методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем учебно-методического объединения, рассматривается на заседании учебно-методического объединения, согласовывается с заместителем директора по учебной (учебно-воспитательной работе) и утверждается директором школы.
Заседания учебно-методического объединения проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания руководитель учебно-методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора школы. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе.
При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других учебно-методических объединений, на заседания необходимо приглашать их руководителей или учителей.
Контроль за деятельностью учебно-методических объединений осуществляется директором школы и его заместителями в соответствии с планами методической работы школы и внутреннего контроля.
VI. Документация учебно- методического объединения:
- Положение о учебно-методическом объединении.
- Анализ работы за прошедший учебный год.
- План работы учебно-методического объединения на учебный год.
- Банк данных об учителях учебно-методического объединения: количественный и качественный состав (возраст, образование, стаж, категория, награды, звание, домашний телефон).
- Нормативные документы и методические рекомендации, регламентирующие работу учебно-методического объединения и педагогов в текущем учебном году.
- Информация об учебных программах и учебно-методическом обеспечении по предмету.
- Протоколы заседаний учебно-методического объединения.
- Материалы к заседаниями учебно-методического объединения (выступления, доклады, отчеты, разработки уроков и т.п.).
- Сведения о темах по самообразованию.
- Сведения о профессиональных потребностях учителей (результаты диагностики).
VII. Права учебно- методического объединения
Методическое объединение, как коллегиальный орган, имеет право:
- выдвигать предложения о совершенствовании образовательного процесса в школе;
- ставить вопрос перед администрацией о поощрении членов учебно-методического объединения за успехи в работе и активное участие в инновационной деятельности;
- вносить предложения по организации и содержанию аттестации педагогов;
- обобщать и распространять опыт творчески работающих педагогов, вносить предложения об участии членов учебно-методического объединения в конкурсах педагогического мастерства;
- участвовать в проведении внутреннего контроля.
Памятка
по анализу работы учебно-методического объединения
- Наличие банка качественного и количественного состава педкадров, входящих в структурное учебно-методическое объединение. Учет индивидуальных образовательных потребностей педагогов, опыта их педагогической деятельности.
- Актуальность целей и задач работы структурного учебно-методического объединения, наличие плана работы, их соответствие образовательным запросам педагогов, региональным особенностям системы образования.
- Организация деятельности учебно-методического объединения:
- своевременность проведения заседаний;
3.2. соответствие формы и содержания;
3.3. использование активных форм работы с педагогами;
3.4. дифференциация работы с педкадрами (работа с молодыми специалистами, опытными педагогами и т.п.);
3.5. привлечение к работе учебно-методического объединения учителей, прошедших курсовую подготовку;
3.6. взаимодействие с другими учебно-методическими формированиями;
3.7. инициативность и заинтересованность членов учебно-методического объединения.
- Ознакомление учителей с нормативными документами системы образования, методическими рекомендациями.
- Оказание помощи в освоении нового содержания образования.
- Работа по изучению новых подходов в обучении и воспитании, новых образовательных технологий.
- Работа по изучению и обобщению эффективной педагогической практики.
- Аналитическая деятельность учебно-методического объединения.
- Документация учебно-методического объединения:
- наличие нормативных документов, регламентирующих деятельность учебно-методического объединения и педагогическую деятельность учителей;
9.2. наличие протоколов заседаний;
9.3. наличие и качество методических рекомендаций и разработок, созданных в процессе деятельности учебно-методического объединения, их практическая направленность и востребованность педагогами.
- Динамика роста уровня профессиональной подготовки педагогов (на основе их диагностики).
Составляя анализ работы учебно-методического объединения, необходимо обратить внимание на:
- логическую последовательность изложения;
- аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом;
- точность оценок, исключающих субъективизм;
- доказательность выводов;
- чёткость и обоснованность предложений.
Диагностика образовательных запросов педагогов
Диагностика образовательных запросов и профессиональных затруднений педагогов может осуществляться с помощью различных методик: собеседование, тестирование, анкетирование, анализ уроков и др. Анкетирование является одной из наиболее достоверных методик сбора информации. Мы предлагаем варианты анкет по выявлению образовательных запросов педагогов, используемые ранее в работе районных учебно- методических объединений (приложения 1, 2). Результаты анкетирования должны быть проанализированы. Желательно представить их более наглядно можно представить в виде графиков и диаграмм.
Рекомендации по планированию работы
учебно-методического объединения
Постановка целей осуществляется исходя из:
- целей и задач работы учреждения образования;
- приоритетных направлений развития системы образования и методических рекомендаций Министерства образования, НИО, АПО;
- проблем, вытекающих из анализа работы учебно-методического объединения за прошлый учебный год;
- итогов диагностики профессиональных затруднений и запросов педагогов.
Цель деятельности учебно-методических объединений структурируется из общешкольной. Например, если цель работы школы «Формирование здоровьесбероегающей среды в учебном заведении», то цель работы учебно-методического объединения может быть определена как «Освоение методик и технологий, направленных на здоровьесбережение учащихся» либо «Освоение способов оптимизации учебного процесса» и т.п.
Цель работы учебно-методического объединения - это прогнозируемый результат, который определен по времени и задан конкретно. Любая цель должна соответствовать критериям достижимости, конкретности и измеримости (диагностируемости).
Типичная ошибка – цель формулируется без учета временных рамок, «на всю оставшуюся жизнь», слишком общими фразами. Например: «Совершенствование уровня профессиональной подготовки учителя». Такую цель невозможно выполнить за один учебный год, кроме того, сложно диагностировать степень ее выполнения.
Задачи работы учебно-методического объединения – это способы реализации цели. Например, если цель работы учебно-методического объединения учителей-предметников сформулирована как «Совершенствование педагогической деятельности учителей по реализации обновленного образования», то задачи могут быть определены следующим образом:
- информационная и методическая поддержка педагогов в освоении обновленного содержания образования;
- создание условий для совершенствования методической культуры учителя;
- освоение эффективных методик и приемов оптимизации образовательного процесса по учебному предмету.
Содержание заседаний учебно-методического объединения должно соответствовать поставленной цели.
Формы проведения заседаний определяются в зависимости от их целей и содержания. Возможные формы перечислены в положении о учебно-методическом объединении. В одном заседании может иметь место использование нескольких форм одновременно.
Желательно указать литературу, которую можно использовать для подготовки занятия, однако это не является обязательным.
План работы школьного учебно-методического объединения утверждается директором учреждения.
Пример плана работы учебно- методического объединения приведен в приложении.
Типичные ошибки при планировании работы учебно-методического объединения:
на одно заседание запланировано слишком много вопросов, либо очень объемные вопросы, для изучения которых требуется несколько заседаний;
содержание заседаний сводится к посещению открытого урока и его анализа;
постоянно используются одни и те же формы работы, отсутствуют активные формы работы;
крайне редко рассматриваются проблемы аналитических умений педагогов,
рассматриваются мало либо не рассматриваются вообще вопросы теории преподаваемого предмета, отсутствует разбор наиболее сложных и новых тем учебной программы.
Изучение теоретических вопросов должно осуществляться в первую очередь, в рамках учебно-методического объединения как учебно-методического формирования, объединяющего педагогов одного или смежных предметов.
В планах работы учебно-методических объединений возможно указание не только заседаний, но и содержания работы МО в период между ними (взаимопосещение уроков, разработка заданий олимпиад, контроль за преподаванием предмета и т.п.).
Организация работы учебно-методического объединения.
Организация и эффективность работы учебно-методического объединения во многом зависит от его руководителя. Именно руководитель УМО решает все организационные вопросы по проведению заседаний и деятельности учебно-методического формирования в период между ними.
Работа в учебно-методическом объединении должна быть совместной, необходимо заранее познакомить всех членов УМО с планом работы. Каждый педагог должен приходить на заседания подготовленным, иметь при себе материалы по рассматриваемой теме, быть готовым к дискуссии. Этому способствует система домашних заданий для членов учебно-методического объединения. Виды домашних заданий могут быть такими: моделирование урока (целиком или фрагментарно), разработка системы уроков, подбор литературы по определенной теме, составление текстов контрольных работ, представление собственного опыта по проблеме и т.п.
При проведении заседаний следует избегать слишком длительных и слишком научных выступлений – «докладов», списанных из методических журналов. Гораздо более эффективным будет коллективное обсуждение статьи и обмен опытом работы по проблеме.
Повышению эффективности деятельности работы учебно-методических объединений способствует применение активных форм работы с педкадрами.
Работа учебно-методического объединения тем успешнее, чем более рационально распределены обязанности и задания между его членами. И в данном случае руководителю учебно-методического объединения нужно быть и методистом, и психологом. Не стоит поручать учителю, который не владеет на должном уровне технологией, открытый урок с ее использованием – толку от этого будет немного. Гораздо эффективнее поручить подобрать теоретический материал по проблеме. Результативная работа учебно-методического объединения возможна только при условии благоприятного психологического микроклимата, доверия и взаимоуважения между его членами.
При посещении открытого урока учителя должны познакомиться с проектом урока, детально проанализировать учебное занятие. Открытые уроки должны соответствовать теме заседания.
По итогам проведения заседаний вырабатываются рекомендации.
На следующем заседании целесообразно обратиться вновь к данным рекомендациям – проанализировать их выполнение.
Оформление протоколов заседаний и систематизация материалов учебно-методического объединения
В протоколе заседания фиксируется повестка дня, обсуждение вопросов, принятые рекомендации. В них должна быть четко изложена точка зрения членов учебно-методического объединения по обсуждаемым вопросам, а не просто констатация факта выступления. Протоколы оформляются согласно требований СТБ (приложение 3). К протоколам прилагаются материалы: выступления педагогов, рефераты, планы-конспекты уроков и т.п.
Приложение 1
Диагностика образовательных запросов педагогов (учителей-предметников)
№ |
Диагностируемые показатели |
Хотелось бы изучить |
Могу поделиться опытом |
1 |
Знание особенностей нормативного правового и учебно-методического обеспечения по предмету |
||
2 |
Планирование учебного процесса (тематическое и поурочное) |
||
3 |
Овладение новым содержанием образования. Особенности преподавания предметов по новым программам и учебникам |
||
4 |
Выполнение практической части программы. Методика проведения практических работ |
||
5 |
Организация контроля знаний учащихся. Методика оценивания. |
||
6 |
Реализация дифференцированного подхода в обучении |
||
7 |
Активизация деятельности учащихся на уроке |
||
8 |
Использование современных средств обучения, в т.ч. компьютера на уроке |
||
9 |
Использование современных образовательных технологий: - уровневой дифференциации - проблемного обучения - проектного обучения - педмастерских - критического мышления - полного усвоения - деловой игры - модульного обучения - интегральной - вузовского обучения - КСО - другие (укажите) |
||
10 |
Проведение нестандартных уроков |
||
11 |
Методика проведения факультативных занятий |
||
12 |
Внеклассная работа по предмету |
||
13 |
Работа с одаренными детьми |
||
14 |
Самообразовательная деятельность |
||
15 |
Работа над обобщением эффективной педагогической практики |
17. Первоочередные вопросы, которые, на Ваш взгляд, нужно рассмотреть на заседаниях методического объединения:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. С опытом работы каких учителей Вы хотели бы познакомиться?
_________________________________________________________
19. Ваша тема по самообразованию на ____/____ уч.г.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Анкета по выявлению запросов педагогов для планирования работы учебно-методического объединения.
Порядок проведения. Анкета выдается на группу педагогов. Каждый из членов выбирает 5 вопросов, которые он хотел бы рассмотреть на заседаниях учебно-методического объединения и указывает их любым знаком в своей колонке. Для планирования выбираются вопросы, которые встречаются чаще всего.
Вопросы |
|||||||
Выбор |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
1 |
Особенности преподавания предмета в __/__ уч.г. |
||||||
2 |
Освоение нового содержания образования |
||||||
3 |
Организационные и содержательные особенности факультативных занятий |
||||||
4 |
Особенности работы с одаренными учащимися в рамках предметной области в условиях перехода к одноуровневому обучению |
||||||
5 |
Организация исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательном учреждении |
||||||
6 |
Система работы учителя по подготовке учащихся к участию в предметной олимпиаде |
||||||
7 |
Роль внутри- и межпредметных связей в повышении качества образования |
||||||
8 |
Современный урок от «А» до «Я» |
||||||
9 |
Оптимизация образовательного процесса |
||||||
10 |
Образовательные технологии и повышение качества образования |
||||||
11 |
Игровые технологии в преподавании |
||||||
12 |
Компьютерные технологии в предметной области ____ |
||||||
13 |
Самообразование в профессиональной деятельности учителя |
||||||
14 |
Профориентационная работа в учреждении образования в рамках предметной области ________ |
||||||
15 |
Актуальные вопросы современной науки и их рассмотрения в школьном курсе |
||||||
16 |
Роль учебного кабинета в повышении качества образовательного процесса по предмету |
||||||
17 |
Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе |
||||||
18 |
Научно-исследовательская деятельность педагога |