Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами
В целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами, а также защиты трудовых и социально-экономических прав граждан:
1. Установить, что:
1.1. профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры (далее – профсоюзы) вправе осуществлять общественный контроль в случаях, установленных законодательными актами;
1.2. общественный контроль осуществляется профсоюзами:
1.2.1. в соответствии с принципами:
социального партнерства между профсоюзами, государственными органами и иными организациями;
законности при осуществлении общественного контроля и ответственности профсоюзов, их представителей за нарушение законодательства при его осуществлении;
1.2.2. в форме проведения:
проверок* в случаях, установленных настоящим Указом;
мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе
___________________
* Для целей настоящего Указа под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых профсоюзами в отношении контролируемых субъектов, по итогам которых оценивается соответствие требованиям законодательства, коллективного договора (соглашения) осуществляемой контролируемыми субъектами деятельности по обеспечению трудовых и социально-экономических прав граждан, действий (бездействия) должностных лиц и иных работников контролируемых субъектов.
коллегиальных органов, комиссий и иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок;
1.2.3. в отношении контролируемых субъектов – организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика (далее – обособленные подразделения), где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, если иное не установлено законодательными актами, представительств иностранных организаций, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, медицинских пунктов, объектов торговли и общественного питания, расположенных на территории данных организаций (обособленных подразделений, представительств иностранных организаций), а также созданных ими учреждений дошкольного образования и оздоровительных организаций (далее – контролируемые субъекты);
1.2.4. на основании планов, разработанных и утвержденных в установленном республиканскими союзами (ассоциациями) профсоюзов (далее – республиканские объединения профсоюзов) порядке;
1.3. общественный контроль (за исключением осуществляемого в
форме проведения проверок) осуществляют представители профсоюзов, порядок назначения (избрания, наделения полномочиями) которых устанавливается республиканскими объединениями профсоюзов. Полномочия представителей профсоюзов на осуществление данного общественного контроля подтверждаются документом, оформленным и выданным в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке;
1.4. первичные профсоюзные организации независимо от наличия у них статуса юридического лица (далее – первичные профсоюзные организации) осуществляют общественный контроль только в отношении контролируемых субъектов, в которых они созданы, в формах, не связанных с проведением проверок;
1.5. по результатам осуществления общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, профсоюз вправе в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке выдать контролируемому субъекту рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения), если иное не установлено настоящим Указом.
Контролируемый субъект обязан рассмотреть данную рекомендацию и информировать профсоюз о результатах ее рассмотрения в установленный в ней срок.
2. Профсоюзы, за исключением первичных профсоюзных организаций, вправе осуществлять общественный контроль в форме проведения проверок за:
соблюдением законодательства о труде;
соблюдением законодательства об охране труда;
соблюдением законодательства о профсоюзах;
выполнением коллективного договора (соглашения).
3. Общественный контроль в форме проведения проверок уполномочены осуществлять следующие представители профсоюзов:
3.1. за соблюдением законодательства о труде и о профсоюзах – правовые инспекторы труда профсоюзов. Обязательным квалификационным требованием к правовому инспектору труда профсоюзов является наличие у него высшего юридического образования;
3.2. за соблюдением законодательства об охране труда – технические инспекторы труда профсоюзов. Обязательным квалификационным требованием к техническому инспектору труда профсоюзов является наличие у него высшего технического образования;
3.3. за выполнением коллективного договора (соглашения) – правовые и технические инспекторы труда профсоюзов.
Правовыми и техническими инспекторами труда профсоюзов (далее – проверяющие) являются лица, состоящие в трудовых отношениях
с профсоюзами.
4. Запретить, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 5 настоящего Указа, осуществление общественного контроля в форме проведения проверок в течение двух лет со дня:
государственной регистрации – организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);
присвоения учетного номера плательщика – обособленных подразделений организаций;
создания – представительств иностранных организаций.
5. В течение срока, определенного в пункте 4 настоящего Указа, могут назначаться проверки:
для участия в установленном законодательством порядке в расследовании причин несчастных случаев на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний;
по заявлению контролируемого субъекта;
при наличии у профсоюза информации, полученной от первичной профсоюзной организации или физического лица, свидетельствующей
о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде,
об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан. Анонимное заявление не является основанием для проведения таких проверок;
для проверки устранения контролируемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки, по которым проверяющим выдано представление (далее – контрольная проверка).
Проверки в соответствии с частью первой настоящего пункта назначаются руководителем профсоюза или уполномоченным им заместителем руководителя профсоюза в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке с соблюдением иных требований настоящего Указа.
6. По истечении срока, определенного в пункте 4 настоящего Указа, проверка по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда может быть проведена профсоюзом при ее включении в план осуществления профсоюзом проверок (далее – плановая проверка).
Профсоюз вправе назначать плановые проверки в отношении контролируемых субъектов по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года.
7. Без включения в план осуществления профсоюзом проверок в отношении контролируемых субъектов проверки назначаются руководителем профсоюза или уполномоченным им заместителем руководителя профсоюза, помимо оснований, перечисленных в пункте 5 настоящего Указа, при наличии у профсоюза информации, полученной от:
государственного органа, иной организации, свидетельствующей
о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде,
об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан;
первичной профсоюзной организации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о профсоюзах и (или) невыполнении коллективного договора (соглашения).
8. Плановые проверки одного контролируемого субъекта по различным вопросам в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими проверяющими, в том числе различных профсоюзов, только в форме проведения совместной проверки.
Не допускается:
проведение профсоюзами нескольких плановых проверок одного и того же контролируемого субъекта в течение календарного года;
проверка профсоюзом контролируемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период совместно с другим профсоюзом,
в том числе в ходе совместной проверки.
В рамках проведения плановой проверки организации может быть осуществлена плановая проверка обособленного подразделения по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения. Осуществление в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году плановой проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.
Сроки назначения плановой проверки исчисляются профсоюзом со дня окончания им предыдущей плановой проверки, назначенной после вступления в силу настоящего Указа. При отсутствии предыдущей плановой проверки плановая проверка может быть назначена после истечения срока, определенного в пункте 4 настоящего Указа.
9. Осуществление общественного контроля профсоюзами не исключает возможности проведения проверок контролирующими (надзорными) органами, в том числе по одним и тем же вопросам, и не является основанием для переноса срока проведения проверки контролирующим (надзорным) органом.
10. Проверка контролируемого субъекта проводится за период,
не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором
в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.
Период, за который проводится проверка, не ограничивается в случае обращения физического лица – члена профсоюза при его несогласии
с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
11. Незаконное вмешательство в деятельность контролируемого субъекта запрещается.
Контролируемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное.
12. Утвердить прилагаемое Положение о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок.
13. Проверяющий обязан до проведения проверки внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок (при представлении данной книги).
В случае непредставления (отсутствия) книги учета проверок информация об этом указывается в представлении (справке), выдаваемом проверяющим по результатам проверки.
14. Невнесение проверяющим записи о проведении проверки в книгу учета проверок (при представлении данной книги), нарушение этим лицом либо должностным лицом профсоюза, назначившим проведение проверки, установленного порядка назначения проверки (в том числе ее необоснованное назначение) являются основаниями для признания проверки незаконной.
Решение о признании проверки незаконной принимается вышестоящим профсоюзом (руководителем профсоюза, если вышестоящий профсоюз отсутствует), в том числе по заявлению (жалобе) контролируемого субъекта.
Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано контролируемым субъектом не позднее двух рабочих дней со дня окончания проверки руководителю профсоюза, назначившему проведение проверки, и рассматривается вышестоящим профсоюзом (руководителем профсоюза, если вышестоящий профсоюз отсутствует) в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке. Пропуск срока подачи заявления (жалобы) является основанием для отказа в его рассмотрении. Копия решения по заявлению (жалобе) в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется контролируемому субъекту, а в случае принятия решения о признании проверки незаконной – также
в органы прокуратуры. В случае несогласия с решением вышестоящего профсоюза (руководителя профсоюза, если вышестоящий профсоюз отсутствует) об отказе в признании проверки незаконной в десятидневный срок со дня получения такого решения действия (бездействие) проверяющего либо должностного лица профсоюза, назначившего проведение проверки, могут быть обжалованы контролируемым субъектом в суд.
15. Совершение проверяющим или должностным лицом профсоюза, назначившим проведение проверки, деяний, повлекших признание проверки незаконной, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин. При этом административное взыскание налагается не позднее двух месяцев со дня признания проверки незаконной.
Предоставить право составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном в части первой настоящего пункта, уполномоченным должностным лицам органов прокуратуры, а рассматривать дела о данном правонарушении – районному (городскому) суду.
Совершение проверяющим или должностным лицом профсоюза, назначившим проведение проверки, деяний, указанных в части первой настоящего пункта, рассматривается как ненадлежащее исполнение своих обязанностей и может повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.
Необоснованное назначение проверки должностным лицом профсоюза, назначившим проведение проверки, совершенное с использованием своих полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам контролируемых субъектов либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность.
16. Установить, что части первая и вторая пункта 15 настоящего Указа действуют до вступления в силу закона Республики Беларусь, предусматривающего приведение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в соответствие с настоящим Указом.
17. Настоящий Указ не применяется при осуществлении проверок, сведения о проведении которых внесены в книгу учета проверок до вступления в силу настоящего Указа.
18. Совету Министров Республики Беларусь:
в шестимесячный срок обеспечить внесение в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта закона Республики Беларусь, предусматривающего приведение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в соответствие с настоящим Указом;
в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.
19. Настоящий Указ вступает в силу через месяц после его официального опубликования, за исключением пункта 18 и данного пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего Указа.
Президент
Республики Беларусь А.Лукашенко